Австрийский Иерусалим
Ценителям искусства в Иерусалиме
Стоимость тура : $200-220 Продолжительность тура : 5 часов Языки: русский, иврит, немного немецкий
Мы поговорим о истории Австрийского присутствия в Иерусалиме. Дело в том, что именно австрийцы построили в середине 19-ого века первую в городе современную европейскую гостиницу. До первой мировой войны почтовая служба Австрии считалось самой надежной в Эрец Исраэль. С австрийским почтамтом не могли конкурировать ни немцы, ни русские ни турки османы, так-же имевшие в городе свои почтовые отделения . По числу паломников, посещавших Святую Землю, Австрио-Венгрия была на втором месте после России. Каковы причины этого явления ? На этот вопрос мы попытаемся ответить в ходе нашей экскурсии.
Маршрут : 1) Яффские ворота; 2) Католическая патриархия ; 3) Сан Салвадор (мы не посещаем монастырь францисканцев); 4) капелла Обретения креста в ХГГ; 5) Австрийский странноприимный дом.
О лунете в капелле Австрийского страннопиимного дома. Фотография дана в описании тура:
Что здесь изображено ?
Название мозаичного полотна, по видимому, переводится на русский "Военные и мирные крестовые походы с территории Австрийской империи с древних времен и до наших дней". Мозаика была установлена в капелле Австрийского странноприимного дома в 1907 по случаю юбилея правления императора Франца Иосифа (дату напишу потом) , а так-же юбилея его посещения Святой Земли по случаю торжественного открытия Суэтского канала. Инициатором создания мозаики был Генрих фон Гимель, или Генрих Гимель. Дело в том, что он не происходил из знатного рода. Приставку "фон" Генрих получил в последствии за заслуги перед императорской семьей (воспитывал детей в семье родственников императора), а так-же за организацию народных паломничеств на Святую Землю. Он был военным и после того, как в чине майора вышел в отставку, довольно таки много путешествовал. Он совершил паломничество на Святую Землю остановился, конечно же, в Австрийском странноприимном доме и к его огорчению был единственным постояльцем в эти дни. Герих Гимель посещал различные святые места Палестины и видел везде, к своему великому сожалению, лишь русских паломников, а не католиков. Он понимал, что такое положение вещей неприемлемо и с этим надо что-то делать. Вернувшись к себе на родину, он пишет книгу о посещении Святой земли. Эта книга всколыхнула народные массы. Под его руководством организуется первое массовое паломничество с территории Австро-Венгерской империи из Тироля. В нем принимали участия порядка 500 человек. Первое паломничество состоялось в 1898 г. Со временем такие паломнические караваны стали набираться с разных концов Австро-Венгерской империи. Паломники входили в Святой город в своих национальных одеждах. Их целью было не только поклониться местам связанным с жизнью Христа, но и пройти по следам своего императора Франца Иосифа, тем самым показывая, что они не только ревностные христиане, но и верноподанные своего государя.
Это предисловие. Лунета поделена на две части. В центре композиции мы видим Франца Иосифа. По обе стороны от него две группы людей. Одна группа слева символизирует собой участников военных крестовых походов прошлого. Среди этой группы можно увидеть двух королей: короля Австрии Леопольда 5, участника третьего крестового похода он держит флаг австрийской империи (есть такая легенда о его сражении в Акко, когда вся одежда короля была залита кровью и только там, где был пояс осталась белая полоса и якобы поэтому австрийский флаг красный с белыми полосами). Рядом с ним стоит Андреаш 2, король Венгрии участник пятого крестового похода. Дело в том, что в то время Австрийская империя стала федерацией состоящей из двух частей Австрии и Венгрии. Император и императрица были еще раз коронованы на этот раз на венгерский трон, что на мозаике всячески подчеркивается.
Вторая группа слева от императора представляет собой современников художника участников мирного крестового похода. Что такое "мирный крестовый поход"?
Идея мирного Крестового похода особенно была популярна в 19-ом веке. Это было время, когда все связанное со средневековьем романтизировалось. Считалось, что цели, которые ставили перед собой участники крестовых походов были благими, но добивались они их не теми средствами. Например, при штурме Иерусалима была перерезана большая часть еврейского и арабского населения города. Завоевания крестоносцев пагубно отразились на христианах жителях Востока. Поэтому, для немцев, скажем, образцовым королем крестоносцем становится именно Фридрих 2, которому удалось договориться с Аль Камилем и получить в управлении христиан христианские святыни Иерусалима, Назарета и Вифлиема сроком на 10 лет не пролив при этом кровь.
Поскольку, европейские державы (кроме Франции) помогли Османской империи одержать победу над Мухамедом Али и тем самым продлили жизнь "больного на Босфоре", у Фридриха Вильгельма 4 прусского короля был план договориться с турецким султаном о создании христианского анклава на Востоке, который бы включал в себя 3 главных города для христиан : Иерусалим, Вифлеем и Назарет. Но, во время переговоры не велись и политический момент был упущен.
Так или иначе, для христиан с Запада любое строительство новой церкви на Святой земле, любое паломничество сюда воспринимается как Мирный крестовый поход. Не даром таким спросом в наших сувенирных лавках пользуются кресты паломника. Паломники с Запада отождествляют себя со своими предками, но они приехали на Святую Землю с миром.
Итак, несколько слов о мирных крестовых походах или что тоже самое паломничествах с территории Австрийской империи. Паломники прибыли с разных концов Австро-Венгрии в том числе и из Галиции. Мы знаем, что был один караван из западной Украины еще до распада Австро-Венгрии. Руководил этим караваном паломников Андрей Шептицкий. Причем, для украинских паломников важно было не только пройти по следам Христа, но и путями игумена Даниила, первого паломника земли русской (украинской).
Во главе группы паломников стоит Генрих фон Гимель с крестом паломника.
Теперь, перенесемся в центр композиции. Мы видим императора Франца Иосифа, потомка королей Иерусалимских, а значит и короля иерусалимского. Именно поэтому император первый из всех европейских правителей посетил Святой город. По сути дела он приехал в свои владения. Он стоит с непокрытой головой, ибо негоже ему носить корону в том месте, где Господь носил терновый венец. Очень интересно здесь то, как художник решает показать, что перед нами изображение императора. Помимо портретного сходства, мы видим что один из паломников подает своему государю короны, но не одну корону а две, т.к. император был дважды коронован. Он и король Австрии и король Венгрии.
Кстати, Франц Иосиф вошел в Святой Город спешившись, как простой паломник в отличии о Вильгельма 2, скажем.
Император указывает своим поданным путь в Иерусалим. Мы помним, что паломники из Австро-Венгерской империи шли по Святой Земле не только по стопам Христа, но и вслед за своим государем.
И еще... Иерусалим на мозаике это Иерусалим небесный, но это отдельная длинная тема.
Дополнительная информация
Основная информация: | |
Стоимость тура: $200-220 | |
Продолжительность тура: 5 часов | |
Человек в группе: 1-40 человек | |
Языки: русский, иврит, немного немецкий | |
Стоимость тура включает: | |
Трансфер : | НЕТ |
Встреча в отеле: | НЕТ |
Доставка в отель : | НЕТ |
Транспорт : | НЕТ |
Еда и напитки : | НЕТ |
Дополнительные платные услуги: | |
Входные билеты (концерты, театр, музей, цирк...) : | НЕТ |
Услуги переводчика : | НЕТ |
Бронирование гостиниц, ресторанов, авиабилетов : | НЕТ |
Визовая поддержка : | НЕТ |
Дополнительная информация: | |
Заказ тура минимум за 7 дней до даты тура : | НЕТ |
Тур проводится при наличии минимум 2 туристов : | НЕТ |
Стоимость тура может быть изменена : | НЕТ |